Top.Mail.Ru
Ландшафтный дизайн

Ландшафтные хитрости при создании дизайна

Ландшафтные хитрости при создании дизайна

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности создания композиций
  2. Использование водоёмов
  3. Фонтаны
  4. Другие секреты
  5. Полезные советы по озеленению

Ландшафтный дизайн — это отдельное направление в искусстве стилистического оформления окружающего пространства. Создание цельного и гармоничного приусадебного участка требует определённых знаний и умения применять их на практике.

Особенности создания композиций

В недалёком прошлом осталась обязательная и неразрывная ассоциация дачи с огородом и позой «пятой точкой к солнцу». Сегодня дачу всё чаще используют согласно классическому назначению — как место отдыха и летнего проживания. Всё меньше горожан стремятся гнуть спину над грядками, всё больше людей ассоциируют её с садом и приятным времяпрепровождением вдали от городского шума и смога.

Однако приобретение земельного надела это ещё не дача, и даже обустройство изгороди и постройка дома тоже не превратят участок в дачу. Под этим определением подразумевается совокупность факторов и в первую очередь наличие садового пространства. И всё же недостаточно просто высадить кусты, деревья, цветы и посчитать, что на этом благоустройство окончено. Для полноценного оформления садового участка нужны профессиональные знания и навыки. Людям, далёким от ландшафтного дизайна и просто садоводства, правильнее всего воспользоваться услугами профессионала.

В то же время найм ландшафтного дизайнера «влетит в копеечку», так что если есть желание и время для изучения материала, можно весь путь пройти самостоятельно. Подобный подход обогатит запас знаний и позволит в дальнейшем с гордостью показывать гостям дело своих рук.

Ландшафтные хитрости и уловки, применяемые «зелёными» дизайнерами:

  • садовые стилисты используют множество профессиональных приёмов, таких как выбор и распределение растений на участке, цветовая палитра, пространственное размещение объектов, расположение источников света, «жонглирование» формами, размерами, расстоянием;
  • правильное зонирование участка в соответствии с предстоящими нагрузками;
  • грамотное и продуманное размещение крупномеров, среднеразмерных и миниатюрных культур с учётом их скорости развития, формы кроны или куртины;
  • выбор композиционного центра и нейтральной точки, создание акцентов, выполняющих определённые задачи;
  • организация и сооружение подпорных стенок для террасирования рельефа.

Создать уникальный дизайн поможет оригинальное сочетание травянистых, хвойных и листопадных культур. Один из самых выигрышных приёмов – это совокупность в единой композиции роз и хвойных растений.

Использование водоёмов

Водоём на участке – это один из важнейших декоративных элементов, и от того, как он выполнен, зависит общее впечатление от ландшафта. Соорудить небольшой пруд сегодня – дело несложное. Достаточно выкопать нужное углубление, установить внутри готовую чашу или застелить дно и берега плёнкой, после этого наполнить водой. А вот придать сооружению законченный вид, органично вписать его и сделать естественным дополнением окружающего пространства гораздо сложнее.

Водное пространство обязано соответствовать садовому стилю и оформлению дома. Например, сельский дизайн, соответствующий антураж (плетни, тележные колёса, крынки) и технологичный пруд в стиле хай-тёк — вещи несовместимые.

  • Чаша водоёма обязана соответствовать садовому масштабу. Сооружение большого озера на 6 сотках может быть оправданно только разведением рыбы с последующим выловом. И, напротив, в большом саду нужен как минимум один крупноразмерный пруд. При желании можно найти зону и для маленьких чаш, хотя бы в целях декорирования камерных уголков.
  • Ещё одно условие – это размер посаженных поблизости или в самой чаше растений. Для большого зеркала выбирают крупномеры (бамбук, камыш, аир и т. д.), для небольших прудиков подходят только миниатюрные растения (пистия, нимфея, вербейник монетчатый и пр.).
  • Края готовой пластиковой чаши или плёнку следует декорировать природными материалами, вписывающимися в окружающий дизайн: рваный камень, булыжник, галька или гравий, речной песок или сланец, деревянная или террасная доска. Ни пластик, ни плёнку оставлять открытыми нельзя.

При выборе водоёма следует помнить о наиболее распространённой ошибке: нельзя перегружать окружающее пространство декоративными и растительными элементами. При таком подходе они перетягивают внимание на себя, а водный концепт совершенно растворяется в подобном изобилии.

Популярные дизайны для оформления самого водоёма и прибрежной зоны.

  • Классический. Этот стиль делает акцент в оформлении на симметрию, чёткость линий, монументальность. Характерные формы водного зеркала — квадрат, круг, прямоугольник, овал с правильной геометрией. Классический стиль проявляется в регулярной планировке пространства. Красота классических водоёмов заключается ещё и в отражательной способности.

Чем больше различных элементов отражается в водной глади, тем красивее смотрится пруд.

  • Деревенский (рустикальный). В отличие от описанного выше, изюминка этого стиля заключена в подчёркнутой простоте и свободе, наивности и естественности. Пруд или озерцо полностью имитируют естественное образование с неровными берегами, местами заросшими, песчаными или каменистыми. Наиболее подходящие формы — фасолина, овал, капля, круг.
  • Этнический. Чаще всего это японский или китайский сад, где к оформлению водного источника подходят с совершенно особыми, подчёркнуто национальными требованиями, например, пруд с золотыми рыбками или японским карпом кои. Но это не самый важный национальный декор. В японском саду сооружают цукубаи (место для омовения перед чайной церемонией) или сиси-одоси (отпугиватель оленей и злых духов).

В китайском саду внимание уделяют отражению, горбатым мостикам, камням, водопадам, беседкам в форме пагоды, дорожкам.

Такие предметы, как фонтаны, цукубаи и сиси-одоси не нуждаются в большом пространстве и идеально подходят для ограниченных в размерах участков. Единственное условие — их нельзя одновременно устанавливать в одном саду. Подобное не принято в национальной среде.

  • Цукубаи — это раковина с водой, поступающей в каменную чашу по бамбуковой трубке. Излишки воды из чаши стекают в близлежащий водоём. В Японии в такой чаше всегда находится бамбуковый ковш.
  • Сиси-одоси — это конструкция для подачи воды в каменную чашу из бамбукового жёлоба, но в этом случае жёлоб подвижен. Закреплён таким образом, что при наполнении определённой его части водой он наклоняется, и вода стекает в чашу.

Освобождённый жёлоб возвращается в исходное положение и со стуком ударяется о камень, отпугивая резким звуком птиц, животных и, конечно, духов.

Фонтаны

Преимущество этих устройств в том, что можно купить готовое изделие, причём производители предлагают большой размерный ряд, а также в высокой декоративности. Для применения подойдёт крохотный настольный фонтанчик, а можно приобрести крупноразмерную садовую модель.

Типы фонтанов.

  • Стационарная конструкция. Требует работы специалистов, характеризуется большими финансовыми вложениями. К тому же создать стационарный фонтан – дело трудоёмкое и длительное (за один день такой фонтан не построить).
  • Погружной. Фонтан подобного типа не является самостоятельной декоративной единицей. Он может быть только частью водной композиции и особенно хорошо смотрится на пруду.
  • Фонтан с водопадом будто специально создан для ступенчатых конструкций. Вода поднимается под напором вверх, затем стекает вниз, а ступени делают этот спуск каскадным. При грамотном оформлении зрелище просто завораживает.

На совсем крошечных дачных участках, например, 3-4 сотки (бывают и такие, когда один участок делят на 2-3), где большая часть пространства занята грядками, можно установить комнатный фонтан. Это небольшое декоративное устройство, в котором грамотно скомбинированы вода, небольшие архитектурные формы и подсветка.

Такой конструкции найдётся место даже на крыльце, в обрамлении контейнеров и горшков с цветами. В тёмное время суток возле такой сказочной композиции хорошо посидеть в уютном кресле-качалке.

Другие секреты

Скучный земельный надел следует превратить в произведение искусства, порой заметное, иногда создающее впечатление естественного природного уголка. Выбор любого стиля требует набора определённых дизайнерских приёмов. Если над созданием сада работает не профессиональный дизайнер, то следует самому позаботиться об их внедрении.

Работа с пространством

Этот приём поможет обыграть размер и рельеф земельного участка, визуально сделать совсем не таким, каков он есть на самом деле. С помощью садовых дорожек пространство можно визуально раздвинуть или сократить. Идеально прямые и ровные зрительно сужают пространство, а вот извилистые расширяют. Но и это далеко не все возможности работы с тропинками. С их помощью сад можно зонировать, изменить ландшафт, создать акценты. Это так называемые оптические хитрости.

В этот же список можно внести:

  • вертикальное и горизонтальное озеленение;
  • террасирование;
  • освещение.

Создание иллюзии

Особым шиком и признаком профессионализма будет применение вист. Виста – это точка перспективы, фокусирование внимания на определённом акценте. С их помощью создаются оптические иллюзии. Искусное сочетание различных растений, цветов и архитектурных элементов позволяет сделать небольшой участок более просторным и объёмным, огромный — уютным и привлекательным.

Фокус внимания

Для создания фокуса в основном используют растительные или декоративные акценты, размещённые на заднем плане. Они притягивают взгляд к определённой области. С их помощью акцентируют внимание на нужной перспективе и с их же помощью ненавязчиво направляют взгляд человека от одной области к другой.

Фокус внимания не должен агрессивно солировать, его задача — быть хоть и лидирующим, но всё же одним из нескольких элементов той или иной композиции. Самые популярные места размещения фокусных точек:

  • там, где меняется направление;
  • в конце сада или тропинки;
  • на пересечении двух линий;
  • в центре газона;
  • у входа в сад.

Применение искусственных растений

При упоминании такой возможности у многих возникает чувство противоречия. И действительно, присутствие в саду искусственных растений кажется намёком на извращённый вкус. На деле всё не так однозначно. Современные технологии делают дорогие искусственные растения практически неотличимыми от настоящих. Чаще всего речь идёт об искусственном травяном покрове.

Его используют в тех местах, где выращивание травы нерационально. Это может быть небольшая площадка возле крыльца или перед кабиной летнего душа, декорирование сильно затенённых мест, где живые культуры не выживают. Искусственный газон полностью заменит живой в вертикальных садах на крышах. А вот искусственные цветы можно использовать на сложных участках, там, где грунтовые воды уничтожают любую растительность или в заболоченных низинах.

Искусственными вьющимися растениями можно декорировать неприглядные конструкции (столбы, трубы газовой магистрали и т. д.). Таким образом они будут хорошо смотреться круглый год.

Игра с цветом

В отличие от сложной работы с перспективой, задача цветовых комбинаций гораздо проще. Важно не допустить излишней пестроты. Важнейшим условием гармонии является умеренность, много – не значит лучше. Следует подобрать соответствующие породы деревьев и сорта цветочных культур, а также грамотно разместить газон и клумбы. Садовую мебель, цветовую палитру дома и ограды, вспомогательные строения нужно как можно элегантнее вписать в окружающее пространство.

Преобладающим цветом в саду всегда остаётся зелёный. Взяв его за основу и отталкиваясь от него, распределяют другие оттенки:

  • жёлтый;
  • красный;
  • оранжевый;
  • фиолетовый;
  • синий и голубой.

Занимаясь распределением цветов, кустарников и деревьев, необходимо учитывать принципы контрастной гармонии. Цветовую палитру желательно размещать таким образом, чтобы оттенки сочетались. Красный цвет достаточно требователен и сочетается далеко не со всей гаммой. Он не подходит оранжевым цветам и плохо смотрится рядом с голубыми, но составляет гармоничный тандем с белыми. А вот розовые цветы будут идеальной компанией для растений с серыми оттенками.

Серебристо-серые растения:

  • полынь Шмидта;
  • овсец альпийский;
  • ясколка войлочная;
  • чистец византийский;
  • цинерария приморская и др.

Эти растения будут отлично смотреться в компании розовых цветов, надо только сделать подборку с учётом их высоты:

  • новобельгийская астра;
  • агростемма;
  • аквилегия;
  • анемона;
  • армерия.

Нельзя упускать из вида такую уникальную композицию, как розовые розы и лиловые, сиреневые сорта роз, чьи оттенки наиболее близки к серо-серебристому цвету. К последним относятся такие сорта, как Winter Magic, Grey Pearl, Blue Girl, Grey Dawn.

Оранжевые цветы будут хорошо смотреться вкупе с фиолетовыми и чёрными оттенками. Последние купить трудно, но можно.

Подходящие сорта следует искать среди следующих культур:

  • анютины глазки и гиацинты;
  • шток-роза и рябчики;
  • каллы и тюльпаны;
  • петунии и лилии;
  • ирисы и розы.

После того как найдены чёрные цветы, оранжевые подобрать проще. При подборе любых растений для составления композиций нужно помнить об их высоте и сроках цветения. Гармонично смотрится многоярусный цветник, а вот клумба с растениями одной высоты хорошего впечатления не производит.

Полезные советы по озеленению

Именно озеленение отвечает за уют и гармонию участка. Архитектурные и декоративные сооружения лишь вносят дополнение в ландшафтный ансамбль.

  • Свободное пространство занимают газонами, центральную часть отводят под альпинарий, для розариев и клумб отдают небольшие, чаще удлинённые территории.
  • Композиции создают на контрасте. Крупномеры высаживают рядом со среднеразмерными культурами, невысокие – по соседству с миниатюрными, вечнозелёные – рядом с цветущими.
  • Цветовая палитра миксбордеров должна грамотно сочетаться с общим фоном ландшафта.
  • Розы отлично сочетаются с различными хвойниками, такими как вертикальные туи «Смарагд», «Брабант» и шаровидные «Глобоза», «Даника», «Рейнголд», «Тедди». Хорошо смотрятся почвопокровные розы с шаровидными можжевельниками, кустовые – рядом с плакучими. Стелющийся можжевельник послужит хорошим прикрытием «голых ног» плетистых роз.
  • Очень важно составить грамотную композицию с учётом формы и цвета крон листопадных деревьев и хвойников — это придаёт особое очарование садовому пространству.
  • Облагородить стены построек помогут вертикальные хвойники.
  • Перед посадкой любых растений следует определиться с целью и назначением композиции. Именно эти факторы являются отправной точкой в выборе вертикальных и горизонтальных культур.
  • Одно из главных правил гармоничной композиции – это количество оттенков и растений. Если в группе высаживается 3 культуры, то количество окрасок должно быть не более двух. Если высажено гораздо больше, то растения следует объединить в тройки с одинаковой окраской.
  • Туи и можжевельники рекомендуется высаживать в полутенистых местах, а розы выносить на передний и более освещённый план. Роза, посаженная в тени, теряет большую часть своей декоративности.

С учётом всего вышеперечисленного и специальной литературы можно справиться с построением ландшафтного дизайна самостоятельно.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.