Деловое общение

Этикет и культура поведения делового человека

Этикет и культура поведения делового человека

включайся в дискуссию

 

Существующие сегодня нормы поведения складывались на протяжении очень долгого времени, и в современном мире являются важными как в политическом, так и в культурном общении. Собрав все эти правила воедино, можно отметить, что в целях проявления уважения к собеседнику придётся накладывать на себя некоторые ограничения.

Знакомство с понятиями

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, и в переводе означает «манера поведения». Современный этикет включает в себя все правила вежливости и хорошего тона, которые приняты в каждом культурном коллективе.

Этикет подразделяется на несколько разновидностей, например:

  • свод правил и культура поведения, установленные при монархах, называется придворным этикетом;
  • совокупность правил для официальных лиц, к использованию которых прибегают во время деловых встреч или переговоров, называется дипломатическим этикетом;
  • чётко регламентируемые правила и нормы поведения людей, работающих в военной сфере, называются воинским этикетом;
  • формы поведения, правила и традиции, которые должны соблюдать граждане во время беседы, называются гражданским этикетом.

Фактически каждому виду человеческой деятельности присуща собственная разновидность этикета, регламентирующая особенности адекватного поведения именно в такой ситуации. Это утверждение абсолютно справедливо и для деловых взаимоотношений между людьми.

Ведущие мотивы и приемы

Для людей, которые имеют отношение к бизнес-сфере, главным секретом достижения успеха является умение решать дела во время трапезы.

Официальные встречи делятся на несколько типов. По времени проведения они подразделяются на дневные и вечерние, могут проводиться с рассадкой или без нее. Существует ряд разновидностей приемов, каждый из которых имеет специфические особенности и правила проведения.

  • Прием, носящий название «Бокал шампанского», является самым легким способом приема. Согласно профессиональной этике, его средняя продолжительность составляет 60 минут, начало встречи – обычно около 12: 00.
  • «Бокал вина» очень похож на вышеописанный приём, однако в этом случае встреча несёт особенный характер – более серьезные вещи обсуждаются в более тесном, доверительном кругу.
  • Широко распространенным типом официальных встреч является завтрак. Это вовсе не означает, что прием должен назначаться на утреннее время – на завтрак обычно приглашают к 12: 30–13: 00. Меню выбирают на основе национальных предпочтений. Первые полчаса тратятся на кофе или чай, затем около 60 минут – непосредственно на трапезу.
  • Длительность приема «Коктейль» составляет в среднем 2 часа. Встреча назначается в 17: 00–18: 00. На протяжении всего приема официанты подают напитки и маленькие бутерброды, обычно, канапе. Не исключена трапеза с горячими блюдами.
  • Особой почетностью отличается обед. Такой прием организовывается строго в 20: 00–20: 30. Обед длится на протяжении более 2-3 часов, поэтому нельзя назначать его позже 21: 00.
  • Прием «А la fourchette» организовывают в то же время, что и «Коктейль». «А-ля фуршет» подразумевает под собой накрытые столы с горячими блюдами и различными закусками. Приглашённые могут сами выбрать понравившиеся закуски со стола и отойти, чтобы и у других участников приема была возможность подойти к столу. Основной стол, предназначенный для важных гостей, следует располагать так, чтобы приглашенные не оказались к нему спиной. На таких приемах не сидят, всё мероприятие проводится исключительно стоя. Если причиной приема является национальное мероприятие, или он устраивается в честь почетного гостя, то в конце уместен показ кинофильма или маленький концерт.

Чтобы подчеркнуть торжественность мероприятия, в приглашении заранее указывается форма одежды.

Особенности для мужчин и женщин

Ниже приведён основной свод правил для мужчин и женщин, которых следует строго придерживаться в любых общественных местах во время проведения официальных мероприятий.

  • Самым почетным является место справа, поэтому мужчина обязательно должен уступить его женщине, а самому идти слева. Это правило не распространяется на мужчин в военной форме, так как он может помешать своей спутнице, отдавая честь государственным служащим правой рукой. Если рядом с мужчиной оказались две женщины, он должен идти между ними. Если одна из представительниц слабого пола намного старше, следует идти слева от неё.
  • Согласно нравственным нормам, если мужчина провожает женщин, то, остановив такси, нужно сначала приоткрыть заднюю дверь автомобиля для них, а самому сесть на переднее сиденье. Если дама одна, то мужчина должен расположиться на заднем сиденье рядом с ней.
  • В помещение первым входит представительница слабого пола, за ним идет мужчина. Однако если впереди большая тяжелая дверь, то представитель сильного пола должен войти первым. Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на 1-2 ступени ниже женщины, а спускаясь, наоборот, дама идет на пару ступеней позади.
  • При входе в театр или кино спутница должна идти впереди, однако непосредственно в зале первым идет мужчина.
  • Встречу назначает представитель сильного пола, но назначение свидания женщиной является допустимым.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного

Чтобы преуспеть в любом ремесле и в любой организации, каждый человек должен обладать терпением, саморегуляцией, корректностью и выдержкой. Все эти факторы помогают создать деловую атмосферу в обществе, а также обеспечить ролевое равновесие в рабочем коллективе. Исходя из этого каждый начальник и каждый подчиненный должны выучить некоторые правила, которые помогут построить хорошие взаимоотношения на рабочем месте.

  • Отношение начальника ко всем подчиненным должно быть одинаковым. Нельзя проявлять симпатию к одному и антипатию к другому. Относиться к работникам нужно беспристрастно.
  • Руководитель должен равномерно распределить обязанности между всеми сотрудниками. Полномочия следует также четко разграничивать, не основываясь на принципах и личном отношении руководителя к подчиненному.
  • Руководитель всегда должен следить за тем, как выполняется его поручение, и неважно, насколько он доверяет своему подчинённому. Надо уметь правильно сочетать справедливое распределение работы с постоянным контролем. Однако «стоять над душой» сотрудника или постоянно напоминать об одном задании также не стоит.
  • Серьёзное отношение начальника к сотрудникам часто разбавляется юмором и позитивным настроем, но с шутками нужно быть очень аккуратным. Постоянные анекдоты в офисе вовсе искоренят дисциплину. Шутить над старшим поколением нельзя, они могут это принять как неуважение.
  • Во время совещания с сотрудниками руководитель должен заранее знать, о чём он будет говорить. Всегда нужно быть готовым внести поправки в свой план беседы, основываясь на информации, которую сообщит подчиненный.
  • Встреча руководителя и подчинённого должна назначаться в том месте, где во время беседы их ничего не будет отвлекать.
  • Во время диалога с сотрудником следует обсудить всю работу, которую он выполнил, а не определенную её часть.
  • Руководитель должен посвятить сотрудников в свои планы на ближайшие три месяца, а также провести анализ прошедших трёх. Надо обязательно прокомментировать текущую работу, высказаться касательно того, с какой задачей работник справился хорошо, а какая требует доработки.
  • Нужно достигать согласия во всём – так работник будет чувствовать обязанность выполнить данное ему поручение.

Как вести переговоры?

Правила следующие:

  • У переговорщика должна быть четко поставленная цель. Назначать переговоры стоит только тогда, когда обе стороны знают, что именно они хотят видеть в качестве результата беседы. Если цели не будет, то во время диалога с клиентом или партнерами сложно будет разобраться, на чём нужно стоять до конца, а от чего можно отказаться.
  • Условия соглашения нужно обязательно изучить до подписания документов и согласования позиций. Этот момент игнорируют многие люди. Бумагу нужно обязательно прочитывать и вникать в то, что там написано. Если некоторые моменты не полностью понятны, следует сначала уточнить их, и только потом подписывать. С непонятными терминами нужно заранее ознакомиться.
  • Неоднозначность в переговорах категорически запрещена. Любой момент соглашения должен быть подробно раскрыт во избежание разных толкований одних и тех же положений.
  • Записывайте и документируйте всё. В случае если вы добились какого-то соглашения, его положения нужно обязательно записать. Рекомендуется в конце еще раз полностью сформулировать точку зрения противоположной стороны своими словами, чтобы она все подтвердила, или же опровергла отдельные пункты, указав на недопонимание.
  • С друзьями переговоры вести сложнее всего. Помните, что в бизнесе дружба должна быть на втором плане. Во время ведения переговоров с близкими людьми нужно быть очень аккуратным, поскольку в таких ситуациях появляется множество недопонимания, что может стать причиной будущих конфликтов. Также не стоит ущемлять свои интересы, даже если перед вами – друг.
  • Иногда уступать всё же стоит. Отстаивать свою позицию – это правильно, но иногда нужно и уступать, так как земля – круглая, и можно встретиться со своим визави еще раз в будущем. Поэтому, в целях сохранения продуктивности, лучше уступать там, где это приемлемо.
  • За слова нужно отвечать. Это является главным аспектом во время ведения переговоров. Этические нормы гласят: обе стороны должны четко следовать достигнутому соглашению, без разницы, закрепили ли соглашение подписями и печатью или ограничились рукопожатием. Человек, который нарушает обещания, легко похоронит свою репутацию.

Конфликт интересов

Конфликт интересов предполагает, что выполнение служебного задания сотрудником осложняется ввиду того, что этим он нанесет ущерб лично себе, своим близким родственникам или друзьям. В таких случаях сотрудник обязан доложить о конфликте интересов начальнику, а тот, в свою очередь, обязан передать выполнение такого задания кому-либо другому, чтобы не заставлять подчиненного выбирать между профессиональной репутацией и душевным спокойствием.

Во время делового общения всегда нужно предусматривать и возможность возникновения конфликта между двумя сторонами.

Инициатором конфликта считается человек, который выступает с обидами или требованиями в адрес своего собеседника, выражая свое недовольство. Ни одному человеку не понравится, если его будут обвинять в чем-либо, следовательно, он будет давать отпор. Поэтому к инициатору конфликта следует относиться справедливо, не нарушая законов поведенческого этикета.

  • Не доводите конфликт до критической отметки, расширяя причину, по которой ваш собеседник недоволен. Человек, порождающий конфликт, всегда должен следовать этому правилу. Запрещено придираться и оскорблять. Из-за этого стороны могут забыть суть конфликта и погрязнуть в обвинениях.
  • На пороге возникновения конфликта следует позитивно формулировать свою претензию. Перед её предъявлением советуют взвесить все возможные варианты исхода переговоров.
  • Во время переговоров нужно быть эмоционально сдержанным. Следует следить за своим тоном во время общения, чтобы не спровоцировать конфликт или не усугубить его.
  • Во время конфликта запрещено затрагивать личные темы и чувство собственного достоинства собеседника. Претензии по работе не должны перетекать в личное оскорбление.

Краткие тезисы: памятка на каждый день

Что необходимо знать:

  • Во время общения нужно уметь слушать, не перебивая и правильно понимая смысл сказанного собеседником.
  • Надо уметь грамотно выражать свои мысли в групповом общении или на публике.
  • Со всеми людьми должны быть хорошие отношения, без разницы, руководитель это или подчиненный.
  • Во время общения нужно находить общее между вами и вашим собеседником.
  • Человек, у которого словарный запас на должном уровне, никогда не утомит своего собеседника.
  • Слова должны произноситься спокойно и приятно. Человек, выступающий на переговорах, должен обладать хорошей дикцией без акцента.
  • Ключевое значение оказывает манера разговора. Избавьтесь от жаргонных, матерных слов, а также от слов-паразитов, чтобы произвести хорошее впечатление на своего собеседника.

Соблюдение этих правил в полном объёме позволит достичь немалых высот в устранении речевого барьера при общении с деловыми партнерами.

Еще больше о культуре поведения делового человека смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.