Деловое общение

Тонкости этики деловых отношений

Тонкости этики деловых отношений

включайся в дискуссию

 

Как обоснованно свидетельствует психология, причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной сфере кроются главным образом в трёх областях: издержки в организации труда и вопросах его стимулирования; управленческие недочёты и упущения; нюансы и недостатки в области межличностных отношений в группе.

Примерно треть конфликтов возникает на основе именно последней группы недостатков. Именно по этой причине приоритет в решении проблемных аспектов в деловых отношениях отдаётся не производственным темам о выпуске продукции, а построению корректных и продуктивных взаимоотношений в группе. В этом контексте актуальной темой становится создание и сохранение здоровой морально-психологической атмосферы как в группе, так и во внутреннем состоянии сотрудников.

Особенности

В общетеоретическом и её сущностном смысле, этика, как теория морали, – это специальное учение гуманитарной направленности, где объектом выступает человек и его взаимоотношения, а предметом является мораль. Мораль же понимают как способ регуляции человеческой деятельности.

Являясь частью философии, классическая этика возникла около 2500 лет назад в Древней Греции, и в своём развитии прошла многие исторические этапы, развиваясь в различных философских направлениях: античная и средневековая этика, этика Нового времени, современная этика. Началом развития деловой этики в России можно считать 1717 г., когда по приказу Петра I были изданы «Показания к житейскому обхождению» (советы молодым дворянам).

В конце XIX в. этика отпочковалась и активно структурировалась, сохраняя тесную взаимосвязь с философией. В ХХ веке отдельные её составляющие развиваются как:

  • Профессиональная этика и её разновидности – комплекс моральных установок в отношениях работников к профессиональному долгу, к коллегам и социуму.
  • Этикет – свод установлений, касающихся поведения работников в конкретной ситуации.
  • Этика деловая, как нормативный комплекс поведения людей, затрагивающий стили работы, вопросы общения между партнёрами и их социально-психологический имидж.

Элементы деловой этики – это ряд категорий, формирующих сущностное её содержание:

  1. Общественные моральные нормы.
  2. Поведенческие правила.
  3. Совокупность принципов общения.

Особенности и правила межличностных отношений, рассматривающиеся в рамках:

  • производственных и личных прав сотрудников;
  • стилей руководства;
  • принципов культуры управления;
  • деловой философии;
  • служебных взаимоотношений;
  • разрешения конфликтов.

Очевидна тесная связь этой науки с психологическими аспектами общения и особенностями восприятия, конфликтологией и другими гуманитарными науками.

Этика, в её широком понимании – это система нравственных установок общего и частного характера, регулирующих жизнь социума. Этика деловых отношений акцентирует внимание именно на деловых аспектах жизни социума. Она вбирает в себя вопросы этикета, рассматривая нормы, определяющие стили работы, манеры фирменного общения, имиджевые аспекты, порядок проведения переговоров и другое.

Структурными компонентами этого предмета являются: установившиеся ритуалы, субординационные аспекты, поведенческие манеры, стили письма и проведения телефонных переговоров, а также степень корректности в общении (вежливость, тактичность и прочее).

Специфичность деловой этики отражают её два ведущих постулата:

  • Направленность на конструктивный и вполне определённый результат.
  • Отсутствие зависимости отношения к проблемам от особенностей отношений с партнёром.

Особенностью предмета является и то, что его нормы и правила существенно облегчают общение в группе, поскольку формируют своеобразный, общий контекст, и в определённой мере формируют базу, на которой возникает взаимное доверие. То есть, нормы и правила задают фабулу определённого стиля поведения сотрудника, сообразного сложившейся ситуации. Ситуация становится прогнозируемой, что обеспечивает быструю, адекватную и комфортную ориентацию человека в ней.

Степень соблюдения принципов и установлений деловой этики – это один из основных критериев, позволяющих судить об уровне профессионализма. Фактически это «визитная карта», определяющая уровень эффективности развития партнёрских отношений на ближайшую и отдалённую перспективу.

Принципы

Принципы бизнес-отношений, выработанных социумом, как основы этики, носят характер универсальных нравственных установок и отражают сущность предмета. В широком понимании трактует эти принципы американский учёный Л. Хосмер, который, опираясь на теоретические и проверенные практикой мировые философские положения, вывел 10 известных универсальных принципов-аксиом.

Присутствуя в различных культурах, они в различной степени признаются актуальными и справедливыми, с некоторыми поправками и уточнениями, в том числе и по структуре. Однако их функции и сущность, при несколько различающихся трактовках, являются фактом общепризнанным. Понятно, что они могут носить исторически ситуативный характер.

Фондом «Российская деловая культура» разработан вариант системы таких принципов:

  • Личностные:
  1. Честь важнее прибыли.
  2. Уважение к партнёрам – базовое понятие бизнес-отношений. Уважение и самоуважение достигаются исполнением обязательств, взятых на себя.
  3. Насильственные и грубые методы неприемлемы для достижения целей.
  • Профессиональные:
  1. Деловые планы должны соответствовать имеющимся средствам.
  2. Основой бизнеса и ключом к успеху в нём является доверие. Достойная репутация – непременное условие, ведущее к успеху.
  3. Справедливая конкуренция. Деловые разночтения не повод к судебному рассмотрению.
  • Гражданина РФ:
  1. Уважай законы и законную власть.
  2. Для участия в законотворческой деятельности действуй с партнёрами и коллегами, руководствуясь данными принципами.
  3. Творя добро, не жди за это обязательного общественного признания.
  • Гражданина Земли:
  1. Берги природу от ущерба.
  2. Не попустительствуй криминалу и коррупции. Способствуй противодействию этим силам.
  3. Будь терпим к людям иных культур и верований.

Общепринятыми и более приближёнными к психологии межличностных взаимоотношений в трудовом коллективе, являются следующие принципы:

  • Вежливость и учтивость в общении с партнёрами и клиентурой.
  • Для создания комфортного климата в группе и продуктивных условий работы авансируй доверие.
  • Соблюдай справедливость в распределении полномочий, степеней ответственности, прав распоряжения ресурсами, в назначении сроков исполнения заданий и т. д. Соблюдай в этом контексте принцип добровольности. Грубое давление в этих случаях недопустимо.
  • Максимум прогресса достигается этически направленной активностью руководителя.
  • Менеджер должен толерантно относиться к морально-нравственным устоям и традициям, соблюдаемых в иных странах.
  • Соотношение индивидуальных и коллективных начал в деятельности менеджера при принятии решений должно быть разумным.
  • Используя психологические методы управления, соблюдай принцип постоянства вежливого управленческого воздействия для достижения необходимого результата.

Основные правила

Конкретизируясь через соответствующие нормативные единицы нравственного характера, моральные принципы (коллективизм, индивидуализм, гуманизм, альтруизм, толерантность) реализуются в поведенческих правилах. Так, в личностном аспекте, в деловой сфере (и не только в деловой), принято быть порядочным и пунктуальным (точным во всём), коммуникабельным, ясно излагать мысли, обладать культурой речи (уметь слушать и слышать), быть эмоционально стабильным (самообладание), честным, скромным, опрятным, элегантным, иметь хорошие манеры.

Как сложное образование, деловая этика содержит следующие виды:

  • Государственная этика. Определяет взаимоотношения госслужащих как внутри фирмы, так и за её пределами.
  • Социальная этика.
  • Этика на производстве.
  • Этика управления.
  • Коммерческая этика. Регулирует деятельность в торговле, коммерции и иных сферах.
  • Этика культур (американская, азиатская, европейская, российская и прочие).

Корпоративная культура

Мировой опыт и история свидетельствуют о высокой значимости корпоративной культуры, как ресурса предприятия. Сегодня это понятие составляет неотъемлемую часть клиентоориентированного и открытого бизнеса, поскольку является и управленческим инструментом, и инструментом маркетинга. Высокий уровень корпоративной культуры фактически отражает имидж фирмы.

Исторически, это понятие сформировалось в Германии, в среде военнослужащих как совокупность безусловно принимаемых установлений, регулирующих поведение в группе, сообществе. В современном обществе это понятие рассматривается в качестве стратегического, ориентирующего сотрудников на мобилизацию и продуктивное общение, инструмента.

По своему содержанию корпоративная культура представляет собой систему, которую образуют правила поведения, различные символы и ритуалы, традиции и ценности, бытующие в организации.

Система носит обязательный характер для всех работников фирмы, полностью должна ими разделяться и исполняться.

По своему назначению, она рассчитана на длительный временной период и призвана войти в привычку работников. Её место и роль в деятельности организации определяется функциональным содействием достижению целей, эффективному и согласованному взаимодействию в деятельности работников, управленческих и производственных звеньев. Она непосредственно подчинена целевым устремлениям фирмы и является её стержневым активом, во многом обеспечивающим успешность фирмы в целом. Особую роль в построении и реализации системы выполняют руководящие управленческие звенья.

На практике такая система, заключая в себе активный психологический посыл, становится эффективной в том случае, когда её и общие, и частные элементы полностью разделяются и поддерживаются значительным количеством работников предприятия.

Характер корпоративной культуры, степень её эффективности проявляется через комплекс взаимосвязанных отношений:

  1. Характер отношения сотрудников к выполняемому ими виду трудовой деятельности.
  2. Характер отношения сотрудников к фирме.
  3. Качество отношений между сотрудниками в группе.

Корпоративная культура имеет свои базовые, глубинные слои – внутренний, внешний и скрытый. Внешний – это то, как видят фирму клиенты, конкуренты и общественность. Внутренний – система ценностей, выражающаяся в деятельности работников. Скрытый – базовые установки, осознанно усвоенные в коллективе.

Таким образом, внешний уровень непосредственно связан с понятием имиджа фирмы.

Формирование имиджа

Имидж, как социально-психологический феномен, предполагает в его создании участие по меньшей мере двух сторон, двух субъектов. Индуктор (личность, группа, организация) – субъект, образ которого создаётся; реципиент – является субъектом, воспринимающим индуктора. Указанная схема свидетельствует о том, что сущностное ядро проблематики возникновения имиджа находится в области психологии человеческого восприятия и содержит массу тонкостей и нюансов.

Говоря кратко, имидж – актуальная часть культуры делового общения, которая значимо характеризует личность и её профессиональные качества. По существу, это образ, создаваемый самим человеком.

Без позитивного имиджа сегодня можно не рассчитывать на сколь-нибудь внушительный коммерческий успех и уважение в бизнес-кругах.

Продуктивно сформированный и реализованный имидж оказывает позитивное воздействие и на восприятие субъекта окружающими, и на его психологическое состояние, способствуя повышению самооценки, а также уверенным и достойным действиям в ходе общения.

Основными элементами имиджа как мужчины, так и женщины являются:

  • Внешний вид (одежда, аксессуары, степень ухоженности, аккуратность и подтянутость).
  • Хорошие манеры (вежливость, тактичность, галантность по отношению к женщине, адекватность поведения сообразно особенностям обстановки, индивидуальность).
  • Деловой этикет: грамотная речь и письмо.
  • Офисный интерьер. Комфортный и стильно обустроенный офис позволяет повысить уровень социально-делового статуса его хозяина.
  • Физические кондиции неразрывно связаны с имиджем и являются в этом контексте далеко не последним его показателем.

Любым формам проявления имиджа свойственны масса нюансов и оттенков. Гармоничное же сочетание и умелое применение форм в комплексе позволяет получить существенное конкурентное преимущество перед людьми, которые не уделяют этому должного внимания.

Подробнее о тонкостях этики деловых отношений вы узнаете из следующего видео.

Комментарии
Автор комментария